25.05.2020

E-learning: модный тренд
или образование будущего?

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и режим самоизоляции привели к настоящему ажиотажу в сфере электронного обучения (е-learning от англ. electronic learning). По данным платформы GetCourse, на которой размещают дистанционные курсы сотни онлайн-школ, уже во второй половине марта 2020 года продажи электронных курсов выросли на 20% по сравнению с первой половиной месяца. Так, если с 1 по 16 марта курсов было продано на 1,2 млрд руб., то с 17 по 31 марта – уже на 1,5 млрд руб.

Число пользователей, пытавшихся организовать собственные курсы, увеличилось при этом на 30%. Но даже в обычных условиях интерес к е-learning активно растет из года в год. Давайте попробуем вместе разобраться, с чем это связано, а заодно попытаемся ответить на главный вопрос: является ли электронное обучение данью моде или это наше прогрессивное будущее?
Зарождение e-learning началось почти триста лет назад, но до момента распространения электронно-вычислительных машин развивалось слабо. С середины 20-го века e-learning стали активно применять в университетах, а в 90-е годы оно вышло за их пределы и стало неотъемлемой частью образования и повышения квалификации во всех сферах человеческой деятельности. В первую очередь, это было связано с активным развитием цифровых технологий.
Зарождение e-learning началось почти триста лет назад, но до момента распространения электронно-вычислительных машин развивалось слабо. С середины 20-го века e-learning стали активно применять в университетах, а в 90-е годы оно вышло за их пределы и стало неотъемлемой частью образования и повышения квалификации во всех сферах человеческой деятельности. В первую очередь, это было связано с активным развитием цифровых технологий.
1728 г.
1728 г.
Первый документально зафиксированный пример массового дистанционного обучения (d-learning) – американский профессор Калеб Филипс (англ. Caleb Phillips) организовал заочные курсы стенографии через газету Boston Gazette.
1840 г.
1840 г.
Дистанционное обучение стало двусторонним – известный британский лингвист Айзек Питман (англ. Isaac Pitman), в то время школьный учитель в Бостоне, начал не только рассылать студентам задания (тоже из области стенографии), но и получать их назад для проверки.
1856 г.
1856 г.
Метод вырвался за пределы обучения стенографии – немец Густав Лангеншейдт (нем. Gustav Langenscheidt) и француз Шарль Туссен (фр. Charles Toussaint) создали первую школу дистанционного обучения иностранным языкам, оказавшуюся чрезвычайно успешной.
1909 г.
1909 г.
В повести-антиутопии «Машина останавливается» английский писатель Эдвард Морган Форстер (англ. Edward Morgan Forster) предсказал появление Интернета и, в частности, его использование для проведения лекций и экзаменов на расстоянии.
1920 г.
1920 г.
Сидней Присси (англ. Sidney Pressey), преподаватель университета Огайо, создал первую машину для тестирования емкостью в 100 вопросов. Это устройство позволяло студентам проверять усвоение знаний самостоятельно, а также «заставляло» их думать над ошибками, а не избегать их (тест можно было продолжить только после ввода правильного ответа).
1960 г.
1960 г.
Дональдом Битцером (англ. Donald Bitzer) из Иллинойского университета создана первая настоящая электронная система обучения на основе компьютера. Она получила название PLATO и предназначалась для повышения грамотности студентов американских высших учебных заведений. Система имела значимые для своего времени функции, такие как графический терминал с высоким разрешением, возможность доступа к электронным учебным ресурсам, учебные игры, и даже позволяла преподавателям и студентам передавать друг другу сообщения с помощью чата или форума.
1960 г.
1960 г.
Патрик Суппес (англ. Patrick Suppes) и Ричард С. Аткинсон (англ. Richard C. Atkinson) из Стэндфордского университета провели эксперименты по обучению учеников младшей школы чтению и счету с помощью первых компьютеров.
1969 г.
1969 г.
В Великобритании открылся первый Открытый университет – высшее учебное заведение, полностью направленное на заочное обучение.
1971 г.
1971 г.
Австрийский философ и социальный критик Иван Иллич (нем. Ivan Illich) опубликовал знаковую книгу «Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир» (Deschooling Society), где описал «обучающий Интернет» как модель, которая позволяет студенту выстраивать образовательный процесс для себя.
1974-1978 г.
1974-1978 г.
Специалисты Технологического института Нью-Джерси Мюррей Турроф (англ. Murray Turoff) и Старр Роксанна Хилц (англ. Starr Roxanne Hiltz) разработали электронную систему обмена информацией (EIES – Electronic Information Exchange System), которая позволила проводить сеансы конференц-связи.
1986 г.
1986 г.
Линда Харасим (англ. Linda Marie Harasim), профессор Школы коммуникации при Университете Саймона Фрезера, провела первый в мире онлайн-курс совместно с канадским социологом Дороти Эдит Смит (англ. Dorothy Edith Smith) на тему компьютерного образования женщин.
1994 г.
1994 г.
Образовательная организация CompuHigh основала первую в мире школу онлайн-обучения Whitemore School.
1997 г.
1997 г.
Майкл Часен (англ. Майкл ChaSen) и Мэттью Питтински (Matthew Pittinsky) разработали систему управления обучением Blackboard Learning Management System, основная цель которой администрирование онлайн-курсов.
1999 г.
1999 г.
На семинаре по компьютерному обучению (CBT Systems) в Лос-Анджелесе был впервые использован и введен в обиход профессиональной среды термин электронное обучение – e-learning.
Несмотря на богатую историю развития, в мире до сих пор не существует единого определения для понятия е-learning, которое было бы принято большинством специалистов. В России путаница усиливается из-за введения в 1995 году таких терминов, как «дистанционное образование» и «дистанционные образовательные технологии».

В результате на сегодняшний день подавляющее большинство россиян считают, что электронное и дистанционное обучение – это аналогичные понятия, но на самом деле это не так, поэтому во избежание любых недопониманий мы начнем с того, что дадим определения этим понятиям.

Чаще всего, при пояснении термина е-learning используют определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «обучение с помощью Интернет и мультимедиа», но существуют и другие, которые наиболее наглядно отражают основополагающие принципы электронного обучения.

Например, Марк Дж. Розенберг (англ. Marc J. Rosenberg), доктор философии, дал в 2001 году следующее определение: е-learning – «использование интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда».

Михаэль Керрес (нем. Michаel Kerres), профессор немецкого университета Дуйсбург-Эссен, определил понятие «e-learning», как «все виды обучения, в процессе которого принимают участие электронные или цифровые устройства, представляющие и распределяющие образовательные материалы и поддерживающие межчеловеческую коммуникацию».

В России термин «электронное обучение» был определен только в 2012 году, когда вступил в силу Федеральный закон N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Позднее он был заменен Федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Стоит отметить, что специалисты ЮНЕСКО не рекомендуют вместо термина и понятия e-learning использовать перевод на национальные языки, поскольку за этим термином закрепилось вполне конкретное содержание, не всегда адекватно передаваемое переводом.

Профессор Е. С. Полат определяет дистанционное обучение, как самостоятельную форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, а также учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий.

Профессор А. А. Андреев формулирует дистанционное обучение, как «целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия учащихся и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».

Дистанционное образование же определяется им как «система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза».

В целом дистанционное обучение и e-learning имеют общие точки пересечения, но все-таки это не синонимы. Дистанционное обучение предполагает, прежде всего, то, что учитель и обучающиеся находятся на расстоянии, при этом совершенно неважно, в каком виде используются (письменный или электронный) и каким образом доставляются учебные материалы (почта, курьер, интернет-технологии, телевидение). В свою очередь, e-learning не обязательно производится на расстоянии, но предполагает использование учебных материалов только в электронном виде, реализуемом посредством цифровых технологий. Е-learning может осуществляться при помощи персонального компьютера, смартфона, VR-тренажера и другими способами.

В последние несколько лет стали популярны и с каждым годом находят все более широкое распространение следующие тенденции в е-learning:
1
Адаптивное или персонализированное обучение – модель, основной идеей которой является подстройка под способности, знания, умения и даже настроение каждого обучающегося.
2
Микрообучение, которое основывается на следующих принципах: длительность каждой единицы контента от 1 до 15 минут, фокус на результате обучения, возможностью транслировать контент на любых платформах и устройствах. При таком обучении мозг обучающегося не перегружается, и учебный материал усваивается лучше.
3
Развитие гибких навыков (от англ. soft skills – мягкие навыки), таких как лидерство, креативность, ответственность, критическое мышление, дисциплинированность, работа в команде и другие. Ежегодно все больше задач автоматизируют, поэтому по оценкам Всемирного экономического форума уже к 2022 году 54% всех работников потребуют переподготовки. Профессиональные навыки (от англ. hard skills – жесткие навыки) уходят на второй план, и в будущем при устройстве на работу ключевую роль будут играть именно гибкие навыки.

4
Геймификация – использование в образовательных целях игровых подходов, которые широко распространены в компьютерных играх. Получение баллов и «ачивок» (от англ. to achieve – достигать, добиваться чего-либо) стимулирует к личным достижениям. Результаты опроса 2019 г. среди 900 российских работников показали, что 89 % сотрудников чувствуют себя продуктивными после обучения с элементами геймификации, 61 % всегда учится в таком формате, а 33 % хотят больше игровых возможностей. При этом 61 % из опрошенных сотрудников считает, что обучаться по традиционной схеме скучно.
5
Виртуальная реальность (VR от англ. virtual reality – искусственная реальность) – созданный техническими средствами мир, взаимодействующий с человеком посредством таких ощущений, как зрение, слух, осязание и другие. Основным преимуществом VR является производимый эффект погружения, который заключается в том, что обучающийся перестает ощущать себя внешним наблюдателем и начинает воспринимать виртуальный мир, как настоящий.
6
Дополненная реальность (AR от англ. augmented reality – дополненная реальность) — это технология добавления к поступающим из реального мира ощущениям мнимых объектов с целью дополнения получаемых сведений и улучшения восприятия информации. Проще говоря, на изображения реального мира накладывается дополнительная информация. Использование систем дополненной реальности в образовательной деятельности позволяет воссоздавать невероятные процессы и явления, которые физически невозможно реализовать в реальной жизни.
7
Искусственный интеллект – свойство искусственно-созданных систем и программ выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. Наиболее распространенным вариантом использования искусственного интеллекта являются чат-боты (от англ. chatbot) – программы, которые выясняют потребности пользователей, а затем помогают удовлетворить их.

Ярким примером чат-бота является Siri – умный помощник для владельцев устройств Apple. Джо Ганчи (от англ. Joe Ganci), президент американской консалтинговой и обучающей компании электронного обучения eLearningJoe, отмечает: «Чат-боты способны принести огромную пользу для обучения. Например, можно усилить диалоговый тренажер искусственным интеллектом. Представьте, насколько сложнее и реалистичнее станет задача по отработке возражений виртуальных клиентов».
Также в последнее время все большее применение находят технологии e-learning 2.0 (электронное обучение, основанное на технологии Web 2.0, когда контент создают сами пользователи с помощью блогов, wiki, подкастов и социальных сетей) и m-learning (обучение с помощью мобильных устройств).

ТОП-3 е-learning решений

Для лучшего понимания определения е-learning рассмотрим решения, которые сегодня наиболее часто используют учебные заведения при подготовке школьников и студентов, а также компании при обучении и переподготовке специалистов.

Первое место в этом рейтинге, несомненно, занимают электронные курсы, которые представляют собой тематически завершенный, структурированный учебный материал, включающий цели обучения, соответствующий им образовательный контент и инструменты итогового контроля. Популярность курсов обусловлена их небольшой стоимостью, простотой разработки и высокой эффективностью обучения. Для большинства из них не требуется даже наличие хорошего компьютера или Интернета.

Обучение на базе электронных курсов может проводиться в формате как online, так и offline. Причем, как показало исследование Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ, на базе российских университетов эффективность форматов не различается.
Самые популярные ОНЛАЙН курсы от SIKE
На втором месте по популярности находятся видеоконференции и видеоуроки, которые представляют собой вид групповых телекоммуникаций между группой людей. В случае видеоконференций все участники видят и слышат друг друга, тогда как во время видеоурока участники видят и слышат только одного лектора, а он, при этом, видит и слышит всех обучающихся. Занятия на базе видеотрансляций сегодня используются повсеместно. Благодаря им можно научиться готовить или делать маникюр, выучить иностранные языки, позаниматься спортом с инструктором и многое другое.

Третье место в рейтинге е-learning solutions (англ. решение) занимают тренажеры и симуляторы. Именно благодаря им студенты и специалисты по всему миру могут отрабатывать практические навыки. Важным аспектом является то, что при обучении на тренажерах и симуляторах ученики практически не испытывают стресс, так как не бояться сломать дорогостоящее оборудование при прокатке металла, взорвать завод при перекачке нефтепродуктов или убить людей при управлении самолетом.
Самые популярные тренажёры и симуляторы от SIKE
Наивысшая эффективность и незаменимость тренажеров при подготовке некоторых специалистов давно уже оценена учебными заведениями и компаниями всего мира. Существует множество примеров их успешного использования.

Например, в компании Hyundai Mobis после внедрения программы по управлению клиентами (CRM) многие новички из-за сложного интерфейса стали совершать ошибки при обработке заказов. Убытки компании доходили до нескольких миллионов долларов за неправильное действие. Для решения этой проблемы компания внедрила симулятор по работе с CRM.

В сентябре 2018 года американская компания Walmart, являющаяся крупнейшей в мире сетью оптовой и розничной торговли, купила 17 000 VR-гарнитур Oculus Go. Теперь более одного миллиона ее сотрудников почти в 5000 магазинах по всему миру используют очки виртуальной реальности для обучения. В частности, их учат быстро обслуживать клиентов во время «Чёрной пятницы», когда число посетителей зашкаливает.

В корпорации Boeing, которая является крупнейшим мировым производителем авиационной, космической и военной техники, инженеры при помощи AR-программы устанавливают электропроводку в самолетах. Как отмечают в компании, это на 25% сокращает время работы и страхует от ошибок.

В ОАО «Российские железные дороги», крупнейшем перевозчике российской сети железных дорог, используют симулятор, который позволяет учить персонал ремонтировать станочный электропривод, а также AR-приложение для проверки узлов локомотивов.

В подразделениях ПАО «Газпром», российской транснациональной энергетической компании, при помощи компьютерных тренажеров и симуляторов операторы отрабатывают аварийные и внештатные ситуации в безопасных условиях.

В связи с развитием торговли и сферы услуг многие компании сегодня применяют диалоговые тренажеры для обучения менеджеров отдела продаж правильным вариантам ведения бесед с клиентами.

Несмотря на огромные плюсы и успешные примеры, тренажеры и симуляторы распространены далеко не повсеместно. Причиной является их дороговизна. Не многие организации обладают достаточными ресурсами для покупки таких обучающих продуктов.

E-learning в мире

На сегодняшний день наибольшее количество потребителей е-learning решений сконцентрировано в США и Канаде, а среди европейских стран – в Великобритании, Германии, Италии, Испании и Франции.

В США дистанционное обучение предлагают более двухсот университетов и тысячи колледжей, а количество онлайновых курсов увеличивается ежегодно приблизительно на 40%. По мнению некоторых американских специалистов, к 2025 году «половина из нынешних колледжей закроется, пойдет на слияние со своими конкурентами или кардинально изменит свою миссию», более того, «половина всех вузовских программ США скоро будет доступна в online».

Американцам уже недостаточно одного диплома, выданного 10-15 лет назад, поэтому многие студенты частных и государственных высших учебных заведений старше 25 лет. Рост конкуренции за высокооплачиваемые рабочие места в сочетании с переходом на дистанционный труд и стремительным развитием технологий вынуждают их учиться постоянно.

Вместе с тем, по данным Министерства труда США, около 40 % работающих американцев меняют работу ежегодно. Вследствие этого резко возрастает потребность в обучении, переобучении, повышении квалификации персонала, и именно поэтому 85% ведущих американских корпораций выделяет средства на переподготовку своих сотрудников.

Для многих американцев традиционная форма подачи информации в виде лекций становится неприемлема. Они предпочитают интерактивные формы обучения и более ответственно относятся к самостоятельной работе. Их целью является приобретение и развитие конкретных знаний, которые помогут им в дальнейшей работе. Вместо диплома многие из них предпочитают получить сертификат, подтверждающий знание конкретных дисциплин и методик. В связи с этим сейчас в мире особое внимание уделяется достоверности и качеству знаний, которые предлагают те или иные е-learning решения.

В европейских странах, в отличие от США, в сфере образования е-learning развивается в основном за счет государственных дотаций. Например, одна из программ Франции гласит: «Каждому студенту – ноутбук по стоимости чашки кофе». Финляндия, страна без каких-либо природных ресурсов, сейчас имеет статус лидирующей в Европейском союзе, именно потому, что ее главными целевыми направлениями являются образование и исследовательская работа в информационном сообществе. Ирландия за последние несколько десятилетий вышла в число крупных экспортеров высоких технологий и программного обеспечения, в основном за счет e-learning в высшем и среднем профессиональном образовании.

Еще одним аспектом развития е-learning в образовательной сфере является то, что мировая экономика сегодня переживает не лучшие времена. Учебным заведениям не хватает средств для развития своих материальных возможностей и увеличения численности студентов, поэтому они все чаще задумываются о переносе части своих программ в Интернет.

По данным исследований, проведенных международной аналитической компанией IDC и консалтинговой фирмой Gartner, сегодня можно выделить следующие мировые тенденции в современных технологиях электронного обучения:
  • востребованность комплексных решений;
  • разработка единых требований и стандартов, особенно в области качества электронного контента;
  • развитие инструментов для быстрой разработки e-learning solutions (англ. решение);
  • снижение стоимости e-learning solutions.

E-learning в России

Всего два десятилетия назад e-learning для большинства российских компаний и учебных заведений представлялся чем-то экзотическим и не всегда нужным. Такой вид обучения применялся только в крупных передовых компаниях, которые перенимали опыт зарубежных коллег, на отдельных факультетах высших учебных заведений, а также в некоторых школах, где были компьютерные классы.

С тех пор многое изменилось. Сегодня практически все крупные и средние компании, а также центры переподготовки кадров используют e-learning в процессе обучения персонала. По данным HeadHunter, крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента, 70% компаний использует digital-инструменты, в том числе e-learning, в корпоративном обучении, и с каждым годом это количество растет. Связано это не только с активным развитием цифровых технологий. Во-первых, из года в год меняется кадровая политика компаний, и все больше внимания уделяется квалификации персонала. Во-вторых, давно известно, что обучение традиционными способами более затратно с точки зрения как временных, так и материальных ресурсов. В-третьих, раньше компании сдерживала высокая стоимость продуктов для e-learning, так как в основном их разработчиками были зарубежные компании. Сейчас российский рынок таких продуктов хорошо развит, их качество не уступает зарубежным аналогам, а стоимость, при этом, гораздо ниже. В качестве примера можно привести компанию «Прометей», создавшую доступную по цене и по технологиям для дистанционного обучения систему LMS; компанию «Е-learning-center», которая активно развивается в области создания контента в основном для корпоративных заказчиков; фирмы Competentum, REDLAB, «АйТи», WebSoft и многих других.

В образовательной сфере e-learning также используется повсеместно, с каждым днем все больше ломая сопротивление консервативных преподавателей, которые поддерживают традиционные методы обучения. Однако есть множество и других барьеров, которые сильно замедляют этот процесс. Во-первых, отсутствует поддержка со стороны государства, как на законодательном уровне, так и с точки зрения инвестирования. Во-вторых, у персонала образовательных учреждений зачастую просто не хватает соответствующих навыков и умений, что приводит к низкой мотивации в использовании электронных систем и продуктов. В-третьих, в США и Европе давно укоренилась идея непрерывного, на протяжении всей жизни, обучения человека. Именно e-learning является неотъемлемым инструментом такого подхода к получению знаний. В России же эту концепцию разделяет сравнительно малая часть населения. Большинство россиян придерживаются стандартной модели образования, которая предполагает конечность учебного процесса при достижении какой-либо утилитарной цели (освоения профессии, получения диплома и т.д.).

Лидерами отечественного рынка e-learning, в том числе в сфере дистанционного обучения, являются Томский государственный университет управления и радиоэлектроники, Московский университет экономики, статистики и информатики, Российский новый университет, Moscow Business School и другие.

Права традиционных и электронных методов обучения в нашей стране были уравнены только в 2012 году, после принятия Федерального закона N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Несмотря на это, до сих пор остается множество аспектов, которые требуют государственного регулирования. Например, отсутствуют стандарты качества и методики осуществления электронного образования, не прояснены моменты с авторскими правами и записью дистанционных материалов. Однако, следует отметить, что после перехода в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на дистанционное обучение всех учебных заведений государство Российской Федерации обратило внимание на многие недостатки и решило внести некоторые изменения в Федеральный закон «Об образовании».

К другим причинам слабого развития е-learning в России можно отнести отсутствие хороших каналов передачи данных, а также недостаточную подготовку населения в области использования современных информационных технологий при прохождении обучения.

Тем не менее, e-learning в России активно развивается. Сегодня его успешно применяют такие крупные промышленные корпорации, как ОАО НК «Сибнефть», ПАО «ГМК «Норильский никель»», ПАО «Сбербанк», ПАО «Северсталь», ПАО «Газпром» и другие. При этом явное предпочтение отдается электронным курсам и симуляторам. Больше половины высших учебных заведений России предоставляют возможность получения образования дистанционным путем и предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям, идет активный процесс локализации зарубежного контента от ведущих поставщиков, разрабатываются российские продукты для е-learning.
Успешность любого бизнеса напрямую зависит от квалификации персонала, но найти сегодня в России «готового» специалиста в некоторых областях крайне сложно. Причин этому множество:
  • во многие отрасли требуются специалисты рабочих профессий, которые не пользуются успехом у молодежи;
  • лишь небольшое количество учебных заведений готовит «узких» специалистов;
  • большинство выпускников не имеют достаточных практических навыков;
  • многие работодатели не воспринимают среднее образование или бакалавриат, как полноценное образование и не хотят сотрудничать с «недоученными» специалистами;
  • в связи с введением санкций против России многие иностранные компании отозвали и больше не направляют квалифицированных специалистов;
  • высокая текучесть кадров, вызванная плохим материальным и нематериальным стимулированием сотрудников.
Использование е-learning при обучении сотрудников позволяет не только готовить необходимые кадры в нужном количестве, но и делать это при минимальных временных и финансовых затратах.

Например, в одном из своих интервью Юрий Усков, основатель и генеральный директор компании iSpring, которая занимается разработкой инструментов для е-learning, поделился опытом своей работы: «В нашей практике есть пример, когда компании удалось снизить расходы на обучение одного сотрудника с 4,5 тыс. до 117 руб.».

Лана Виноградова, руководитель проекта дистанционного обучения международного производителя светильников MW-LIGHT, в статье-отзыве для iSpring также рассказывала, что после внедрения в 2016 году дистанционного обучения их компания смогла снизить затраты на обучение сотрудников с 16 до 3 миллионов рублей в год. При этом качество обучения осталось на прежнем уровне.

Конечно, далеко не всем компаниям удается успешно использовать е-learning. Главная причина провалов заключается в плохой мотивации. Об этом в свое время рассказала Наталья Николаевна Соболева, генеральный директор и основатель международной группы компаний Competentum, в интервью CNews: «В корпоративном обучении как руководители, так и сотрудники должны видеть реальную пользу от обучения как для организации, так и для себя лично. В этом – прямая задача руководителей и организаторов электронного обучения в компании. Мотивационные механизмы, конечно, должны учитывать все основные составляющие: материальную заинтересованность, нематериальную мотивацию и фактор «производственной необходимости». В 85% случаев недостаточная мотивация персонала на использование новой формы обучения и развития приводит к неполному успеху или даже полному провалу проекта внедрения новых технологий обучения».

E-learning имеет множество достоинств, благодаря которым такой вид обучения становится все более популярным с каждым годом. К основным преимуществам можно отнести следующие возможности:
Обучение в любое время и в любом месте без привязки к расписанию и количеству учебных часов, в том числе на рабочем месте или дома.
Экономия времени и сокращение транспортных расходов при выборе дистанционных моделей получения образования.
Самостоятельный контроль успеваемости и корректировка своих действий.
Отработка практических навыков без присутствия на требуемых объектах (производственных площадках, заводах и т.д.).
Адаптация процесса обучения под свои возможности и потребности, что создает условия для раскрытия потенциала.
Кристоф Игель (нем. Christoph Igel), известный немецкий ученый, специалист в области современных образовательных технологий, директор Центра компетенции (Kompetenzzentrum) при Немецком исследовательском центре искусственного интеллекта (Deutsches Forschungszentrum für künstliche Intelligenz, DFKI), а также профессор Хемницкого технического университета и Шанхайского университета, в беседе с немецкой международной общественной телерадиокомпанией Deutsche Welle сказал:
"Такая форма образования обеспечивает независимость от места и времени обучения. К тому же, она дает возможность учиться у лучших преподавателей, кооперироваться с другими студентами – независимо от их территориального местонахождения. Следующий плюс – это больший дидактический потенциал электронных ресурсов по сравнению с традиционными, что является залогом очень хорошей, эффективной самостоятельной подготовки. Ведь вы работаете с помощью Интернета и мультимедиа. Вообще у студентов, обучающихся с использованием инновационных технологий, более структурированные декларативные знания. Огромное подспорье в онлайн-обучении – такие мобильные электронные новшества, как смартфоны и планшеты, появившиеся на рынке в последние годы. При наличии их можно заниматься хоть в лесу"
Однако при всех перечисленных достоинствах у е-learning есть и недостатки. Все они связаны именно с дистанционной моделью получения образования:

E-learning требует высокой дисциплины, сильной мотивации и умения работать самостоятельно, что дано далеко не всем людям.
Компьютер не сможет заменить живое общение. Недостаток социального взаимодействия при обучении негативно влияет на коммуникабельность, уверенность в себе, навыки работы в команде.
Сложно идентифицировать пользователя и убедиться в том, что именно он занимался или сдавал экзамены (на данный момент самым эффективным способом идентификации является видеонаблюдение, но оно не всегда возможно).
По мнению Кристофа Игеля (нем. Christoph Igel), существует «опасность утонуть в океане Интернета. Человека, недостаточно образованного, плохо ориентирующегося в Глобальной сети и неспособного отобрать по-настоящему качественный материал, поток информации может просто захлестнуть».
Совершенно очевидно, что е-learning– это не временное увлечение, а современный подход к организации образовательного процесса. В будущем интерес в такой форме обучения будет только возрастать, а развитие цифровых технологий будет давать толчок для появления новых инструментов. Люди хотят учиться быстро и интересно, в удобном для себя месте и по индивидуальному графику. Компании стремятся не испытывать нехватки в квалифицированных сотрудниках и иметь возможность быстрой переподготовки кадров. Учебные заведения направляют свои силы и возможности на повышение качества обучения и увеличение степени его доступности. E-learning – это мощный и прогрессивный метод, позволяющий с легкостью достигать этих целей.
При написании статьи были использованы материалы:
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в РФ» .
  2. Сергеев А.Г., Немонтов В.А., Баландина В.В. Введение в электронное обучение: монография. Владимир: ВлГУ, 2012.
  3. Аюлов А.М., Кенжебулатова С.С. E-learning как новая парадигма в системе высшего образования // Вестник КарГУ, 2016.
  4. Подцероб М. Какие онлайновые учебные курсы стали популярны во время пандемии // Ведомости. 08.04.2020.
  5. Виноградова Л. Как в 5 раз снизить затраты на обучение сотрудников: опыт MW-LIGHT.
  6. Ильина С. Шесть трендов дистанционного обучения, которые нельзя игнорировать.
  7. Королева Н. E-Learning: учиться в вузе, не выходя из дома.
  8. Теоретические основы дистанционного обучения в среде вуза. ТИЭИ.
  9. Электронная страница «E-learning. Модель образования XXI века»

Автор статьи:
Екатерина Архипова, руководитель по разработке IT-проектов
Компания SIKE

Интересные статьи по теме

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНЫЕ НОВОСТИ
Подпишитесь и получайте новости электронного обучения
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных.
Made on
Tilda