ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, 08.08.2017

Виртуальная реальность рядом

Виртуальная реальность уже более полувека применяется в тренажерах и симуляторах для военной промышленности, медицины – там, где эксплуатация реальных устройств, механизмов и оборудования связана с повышенным риском или с большими затратами. В настоящее время системы виртуальной реальности успешно используются на предприятиях для обучения персонала, занятого на опасных участках производства, а также в качестве виртуальных руководств по ремонту различного оборудования, техники.
Тренажеры и симуляторы c виртуальной реальностью очень недешевы, но их использование повышает качество подготовки обучающихся, а потому оно коммерчески оправдано.

Основная «фишка» виртуальной реальности – эффект погружения: пользователь перестает быть посторонним наблюдателем и полностью включается в виртуальное окружение, начинает воспринимать его «как настоящее». Виртуальная реальность путем симуляции чувственных данных формирует «как бы реальный» опыт, создает эффект «присутствия», и пользователь относится к происходящим вокруг него событиям как к реальным. Интерактивность – одно из важных свойств виртуальной реальности – позволяет активно взаимодействовать с искусственным пространством.
Компания SIKE на протяжении последних 3-х лет занимается разработкой обучающих систем серии под названием «Виртуальный механик». Последняя разработка SIKE – Тренажерный комплекс - 3D симулятор слесаря-ремонтника «Виртуальный механик VR» для изучения сборки/разборки оборудования с использованием шлема виртуальной реальности и контроллеров кистей рук. Технология виртуальной реальности позволяет буквально перенести ученика на рабочую площадку, имитирует взаимодействие ученика с виртуальной средой, максимально приближая процесс обучения к реальным условиям. 3D симулятор «Виртуальный механик», он же виртуальный тренажер, нацелен на подготовку слесарей-ремонтников, механиков, гидравликов и прочего ремонтно-обслуживающего персонала.

Основные задачи 3D симулятора «Виртуальный механик»:
  • проверить профессиональные компетенции рабочего при приеме на работу или при переводе на другое рабочее место;
  • дать навыки работы на агрегате новым сотрудникам и быстро адаптировать их;
  • эффективно обучить профессии;
  • повысить производственные показатели.

Сущность процесса обучения заключается в следующем:
на ученика надевается шлем виртуальной реальности, ученик (на фото) оказывается на виртуальной площадке и выступает в роли слесаря-ремонтника – ему предстоит собрать и разобрать оборудование, в нашем случае насос шестеренный.
Нереально круто! На словах сложно объяснить, что происходит, когда ты в виртуальности, это надо почувствовать! Что интересно, мозг полностью подчиняется виртуальному зрению, поэтому вам просто не избежать эффекта присутствия!
Константин Маничев,
Начальник бюро разработки и развития тренажеров SIKE
Ориентироваться и перемещаться в пространстве ученик может при помощи естественных движений: поворота головы, хождения вперед-назад или влево-вправо, наклонов, приседаний и пр., всё это время находясь в шлеме. Брать в руки, перемещать, рассматривать предметы он может при помощи своих «виртуальных рук», за синхронизацию которых с реальными отвечает специальная пара беспроводных контроллеров. Они считывают истинное местоположение кистей рук и пальцев ученика, а также непосредственно саму позу руки. Это позволяет сымитировать практически любые операции, выполняемые при обслуживании насоса в виртуальном пространстве.
При такой технологии мышь и клавиатура не нужны. Свобода движений обеспечивает максимальное погружение в обучение.

Для удобства пользователей тренажерный комплекс содержит виртуальную иллюстрированную пошаговую инструкцию по сборке/разборке насоса в планшете.

Тренажер обладает широкой вариативностью установки деталей и совмещения их друг с другом. «Виртуальный механик» не препятствует совершать ошибки, он позволяет делать самые разнообразные манипуляции с деталями, чтобы ученик смог понять технологию сборки и разборки. Например, при использовании тренажера ученик так же, как и в реальном мире во время ремонта насоса, может перепутать крышки местами, не той стороной их повернуть и т.д.
Большим преимуществом тренажера является реалистичная физика поведения деталей и инструмента: ученик в любой последовательности может перемещать предметы на столе, ронять их и др.
Константин Маничев,
Начальник бюро разработки и развития тренажеров SIKE
База, заложенная в 3D симулятор «Виртуальный механик», обладает высокой степенью детализации оборудования, позволяет легко доработать и смоделировать всевозможные ситуации, которые могут случиться на рабочей площадке с работником. Обучающая система дает возможность оттачивать навыки поведения в сложных или аварийных ситуациях, требующих оперативной реакции и правильных действий сотрудника, не подвергая риску его жизнь и здоровье.

Резюмируя сказанное, еще раз перечислим все преимущества применения системы на основе технологии виртуальной реальности. Итак, 3D симулятор позволит:
  • организовать обучение в максимально реалистичных условиях виртуальной цеховой площадки, не подвергая риску здоровье ученика и дорогостоящее оборудование;
  • задействовать зрительную и мышечную/моторную память ученика;
  • добиться высокой заинтересованности ученика процессом обучения – новые полуигровые технологии заменят «скучное» обучение;
  • оценить поведение ученика в различных ситуациях: ученик теряется, путается в действиях, паникует или действует согласно требованиям (в отличие от традиционного обучения, где преподаватель, которому ученик выучил и рассказал инструкцию, не может быть уверенным в том, как ученик будет себя вести на реальном рабочем месте);
  • продвинуть имидж предприятия, учебного заведения до успешного и современного, привлечь внимание средств массовой информации, создав тем самым положительный образ в глазах клиента;
  • заинтересовать молодежь, привлечь новые перспективные кадры.
Архарова Ольга
ТОЛЬКО ПОЛЕЗНЫЕ НОВОСТИ
Подпишитесь и получайте новости об электронном обучении
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных.