ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ, 15.12.2017

Несколько полезных советов для разработки электронного курса

Вчера я должна была выступать на конференции «Искусство разработки курсов» и представлять наш курс «Обогащение полезных ископаемых», который вошел в ТОП-15 лучших электронных курсов 2017 года. Однако, в связи плохими погодными условиями мне не удалось покинуть родной город и принять участие в мероприятии, встретиться и пообщаться с коллегами. Поэтому я решила поделиться информацией о нашем курсе. Надеюсь, кому-то будет интересен наш опыт.
Итак, наш курс «Обогащение полезных ископаемых» был представлен в номинации «Теория», поэтому речь пойдет о том, почему именно такой курс был выбран; какие принципы использовались при разработке архитектуры обучающей системы, ее визуального оформления; сколько стоила разработка; на чем нельзя было экономить, чтобы не потерять больше; сколько человек участвовало в проекте; как работали с экспертами…

Но позвольте начать немного издалека…

Одним из наших продуктов для обучения специалистов промышленных предприятий являются компьютерные тренажеры, которые направлены на получение и отработку практических навыков ведения сложных технологических процессов на различных опасных производствах.

Вы спросите, почему вы стали разрабатывать тренажеры? А все дело в том, что ранее, занимаясь обучением рабочих, мы не уделяли должного внимания качеству подачи теории. В нашем случае усвоение новых знаний сопровождалось изучением различных инструкций, документов. Но насколько люди ответственно подходили к их чтению и насколько правильно понимали предложенный материал, мы не старались проследить. Да и задача такая не ставилась…
Поверьте! Теория может быть наглядной и интересной!
Впервые задача разработать электронный теоретический курс в поддержку к нашему тренажеру была поставлена перед нами в 2009 году. И тут мы увидели, что результат от изучения теории, представленной в многочисленных инструкциях, положениях и требованиях не может сравниться с результатом от изучения правильно обработанной и подготовленной теории.

С этого времени мы стали встраивать в наши тренажеры электронные курсы. Именно такой проект мы сегодня и представляем.

Следует отметить, что курс «Обогащение полезных ископаемых» разрабатывался как вводный для начинающих сотрудников обогатительного производства, поэтому нужно было максимально просто и доступно подать информацию, при этом не отбить желание обучаться и работать в этой сфере и дальше.

Основная сложность данного проекта – это большой объем теории, которую необходимо было заложить. И все мы понимали, что сегодня курсы просто с текстом на слайде не пользуются популярностью – это «невкусно», это «пресно» … обучающийся быстро теряет интерес к процессу, и обучение становится малоэффективным.
Что мы для этого сделали.
Проанализировав различные способы подачи теории, мы решили прибегнуть к помощи анимационных роликов, которые наглядно демонстрируют принципы работы устройств, позволяют заглянуть внутрь работающего оборудования (а его очень много в этой отрасли!), а самое главное, делают это интересно. Не зря народная мудрость гласит: лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.

Вот по этому пути мы и пошли. Но обо всем по порядку.

Итак, перед нами общая схема процессов обогащения. При помощи цветовой дифференциации мы визуально разделили все важные этапы производства на 4 раздела, чтобы изучение материала осуществлялось последовательно.
Изначально нам открыт доступ только к общему блоку «Полезные ископаемые». В блоке теоретический материал оформлен красочными слайдами с выделением важных мыслей и прорисовкой иллюстраций.

Например, мы с вами можем изучить, что такое полезные ископаемые, какие они бывают и что представляет из себя шахта.
Мы можем узнать, из чего состоит уголь, какие у него бывают примеси и что он, оказывается, бывает разный.
Узнаем о влиянии вещественного состава ископаемых и т.д.
После прохождения блока последовательно открываются другие этапы.
Теперь доступен раздел «Измельчение». В нем мы изучим оборудование, которое предназначено для более мелкого измельчения материала. В данном случае нам открыта машина «Шаровая мельница».
Ее изучение состоит из 2-х основных этапов: 1-й этап предназначен для изучения конструкции оборудования, где она представлена в разрезе и с пояснениями к основным узлам.
2-ой этап – изучение принципа работы с помощью анимационных роликов, которые демонстрирует работу машины в разрезе. Мы можем проследить, как в машину попадает кусковой материал, который продвигается в барабан мельницы и измельчается в суспензию при помощи шаров, вращающихся вместе с материалом в барабане.
То, что «умещается» в 45 секундах ролика, на самом деле изложено в учебнике на 9 листах и представлено в 2-х схематичных картинках. Анимационные ролики в данном случае помогают молодым специалистам создавать целостное представление об агрегате.

Также для курса помимо 3-х мерных анимационных роликов были реализованы и анимированные 2d схемы.
Всего для курса было разработано 23 анимационных ролика общей продолжительностью более 15 минут.

Теперь хотелось бы рассказать о том, как создавался этот курс. В команду разработчиков вошли 5 отчаянных добровольцев: методист, эксперт, разработчик, 3d моделлер, тестировщик. Почему отчаянных? Дело в том, что 2-е из них были незамедлительно отправлены в командировку на реальное производство, где им даже пришлось спуститься в настоящую действующую шахту (как выяснилось потом, это было не обязательно, но эксперт организации посчитал, что специалист, не увидевший полный цикл производства, не может понять и тем более правильно передать всю его суть).

Вообще работа с экспертом в данном проекте заслуживает отдельного разговора. Эксперт очень ответственно подошел к делу, он постоянно пытался привлекать новые материалы, рассматривать новые темы и др. Поэтому мы хотим дать совет всем заинтересованным: разработку курса надо начинать с определения цели и задач, понимания целевой аудитории. Иначе есть опасность сделать совсем не то, что требовалось на самом деле. Это также надо объяснять и эксперту.

Так как мы выбрали в качестве «фишки» курса – анимационные ролики, то особое внимание были уделено написанию их сценариев, «отрисовке» 3d моделей и их анимации. Данные процессы оказались самыми затратными в разработке и составили более 70% от всего времени работы над курсом. Общее время работы составило почти 1500 человеко-часов, что составляет 3 календарных месяца.

Я надеюсь, что наш опыт будет полезен для других разработчиков курсов или для тех, кто только планирует их заказывать или внедрять.

Мы всегда открыты к сотрудничеству и готовы ответить на любые вопросы.

Хорошего дня и успеха в Вашей работе!
начальник отдела обучающих систем, Чудинова Юлия

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНЫЕ НОВОСТИ

Подпишитесь и получайте новости об электронном обучении
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных.