ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА, 13.08.2019

Подготовка специалистов
для сталеплавильного производства
ПАО «Северсталь»

Для Северстали компанией SIKE разработано несколько учебных компьютерных тренажеров: Дозировщик шихты, Сталевар Шахтной дуговой электросталеплавильной печи, электронные курсы по внепечной обработке стали, для слесарей-ремонтников, сварщиков и гидравликов. Почему возникла мысль заказать разработку данных тренажеров и курсов,
рассказывает специалист по организации обучения ПАО «Северсталь».
Помазан Наталия Владимировна
Специалист по организации обучения, Дирекция по персоналу
ПАО «Северсталь»
Почему возникла мысль заказать разработку данных тренажеров
и курсов?


Наталия Владимировна: Сегодня мир высоких компьютерных технологий и виртуальной реальности тесно переплетается с нашей жизнью. Применение компьютерных технологий в обучении персонала позволяет демонстрировать высокую степень наглядности материала, снижение времени и повышение качества обучения, гибкость учебного процесса, экономию ресурсов и безопасность т.к. освоение профессиональных навыков происходит без малейшего риска не на промплощадке, а удаленно на компьютере или в учебных классах.

Поэтому в сталеплавильном производстве большое внимание при подготовке сотрудников уделяется использованию таких инструментов, как компьютерные тренажеры, интерактивные дистанционные курсы и VR тренинги.

Лично я считаю, что традиционные лекции, в которых отсутствуют активные форматы обучения, – это «прошлый век». Они молодым сотрудникам, а персонал у нас в основном молодой, уже неинтересны.
Чтобы вовлечь работников в процесс обучения, необходимо применять новые формы, методы и инструменты обучения. Поэтому мы и начали искать новые формы обучения. Тренажеры и интерактивные курсы для этого как раз подходят.
То есть смысл именно в вовлечении?

Наталия Владимировна: Да, в вовлечении персонала в процесс получения новых знаний, чтобы сотрудники постоянно стремились повышать свою квалификацию, действительно чувствовали в этом необходимость, чтобы этот результат обучения был важен для них.
Вы считаете, что обучение на тренажере позволяет безопасно сформировать профессиональные навыки?

Наталия Владимировна: Естественно, обучение на тренажере – это в первую очередь безопасность процесса получения профессиональных навыков.

В условиях непрерывно действующего производственного процесса иногда возникают сложности для отработки профессионалах навыков. При использовании компьютерных технологий освоение профессиональных навыков происходит без малейшего риска не на промплощадке, а в учебных классах, но в условиях, приближенных к реальным.
Неоднократно нам задавали вопрос, что тренажеры — это дорого,
а как по-Вашему, насколько эффективны тренажеры
с экономической точки зрения?


Наталия Владимировна: Понятно, что средства тратятся немалые.
Но какова цена ошибки, если мы будем обучать персонал по-старинке?
При выборе формата обучения нужно оценить стоимость разработки, сколько сотрудников будет обучаться, какова периодичность обучения, может ли продукт актуализироваться/дополняться, какова цена ошибки необученного персонала при выполнении производственного процесса, каково время при обучении персонала традиционным и инновационным способом.
Какое впечатление у обучающихся от тренажеров?
Что нравится, что нет, как они его воспринимают,
получили ли Вы тот эффект вовлечения, о котором говорили?


Наталия Владимировна: Интерактивные форматы обучения сотрудникам естественно больше нравятся. Когда мы разработали первый тренажер, это был «Сталевар Шахтной печи», нам и нашим обучающимся было очень интересно… Сотрудники приходили освежить знания даже перед профессиональным конкурсом, потому что все равно есть различия с реальной площадкой.
Например, в конкурсах есть задания по устранению аварийных ситуаций.
Структура задания следующая: теория, виртуальная плавка определенной марки стали (конкретная марка стали известна непосредственно перед выполнением задания) и плюс какая-то аварийная ситуация, о которой соревнующиеся узнают во время конкурса. Тренажер очень помогает вспомнить все необходимые производственные операции. Он даже вдохновляет, потому что участники конкурса понимают, что способны выиграть, получить признание коллег, какие-то призы и подарки. Те, кто заинтересован, приходят и проходят обучение на тренажере по несколько раз, и даже после ночной смены, а кто-то и на выходные.
Расскажите про ваши конкурсы профмастерства, как часто они проходят?

Наталия Владимировна: Обычно мы планируем конкурсы в конце года, собираем информацию со всех цехов, с руководителей, учитываем их пожелания, предлагаем новые конкурсные задания, закладываем бюджет. Есть положение, в котором прописывается, какая сумма выплачивается за 1, 2, 3 место, определяются расходы на корпоративные сувениры, дипломы, и, конечно, на церемонию награждения с напутствием руководителей и праздничное чаепитие. Конкурсы разные. Если конкурс цеховой, корпоративный или дивизиональный.

Конкурсы с применением тренажеров у нас проходят каждый год. Дважды проводили виртуальный конкурс - телемост с коллегами ЗАО «Северсталь-Сортовой завод Балаково», с использованием тренажера «МОС Шахтная печь». В прошлом году был первый в истории комбината конкурс с использованием тренажера VR по внепечной обработке для подручных сталеваров. Это наша внутренняя разработка R&D центра.
Тренажер "Шахтная печь", раздел "Изучение конструкции шахтной печи", разработка компании SIKE для ПАО "Северсталь" Тренажер "Шахтная печь", имитация технологического процесса на агрегате, разработка компании SIKE для ПАО "Северсталь"
Тренажер "Сталевар шахтной печи": слева - раздел "Изучение конструкции шахтной печи"; справа - фрагменты имитация технологического процесса на агрегате, разработка компании SIKE для ПАО "Северсталь"
Правильно ли я понимаю, что регулярные конкурсы подстегивают людей приходить и учиться и в том числе экспериментировать?

Наталия Владимировна: Да, конечно. Первое время, кстати, мы же еще и обучали новых сотрудников другого предприятия на этом тренажере, а потом организовывали с ними конкурсы, проводили телемосты.

Еще такой момент: после длительного отсутствия, отпуска, больничного работник должен пройти стажировку, и руководитель в этом случае предлагают освежить знания на тренажере. Используем тренажер для переподготовки с профессии на профессию, например, подручных на сталеваров, для отработки правильных действий персонала при возникновении нестандартных или аварийных ситуациях.
А нет такой практики, когда раз в полгода все повторяют на тренажере материал о действиях во время аварийных ситуаций?

Наталия Владимировна: У нас в подразделении 1 раз в год. Составляют список тех работников, которым, по мнению руководства цеха, требуется обучение.
У одних наших клиентов есть такая практика, когда готовят человека
в резерв мастера, его прогоняют по тем тренажерам, которые есть
в данном цехе, например, Конвертер – Печь-ковш – МНЛЗ.
Есть ли у Вас такой опыт?


Наталия Владимировна: Для мастеров нет, т.к. практически все мастера уже освоили эти тренажеры еще на рабочей должности.
Есть у Вас такие обучающиеся, кого взяли буквально с улицы и усадили за учебный тренажер?

Наталия Владимировна: К нам приходят на практику студенты, выходят на работу выпускники ВУЗов, СУЗов и работники не имеющие квалификации. Для получения нужных навыков они тренируются и на тренажере.
Встречались ли Вы с тем, что люди говорят: «Зачем нам эти тренажеры, все равно в жизни все по-другому»?

Наталия Владимировна: Бывают и такие моменты, когда обучающиеся проходят сценарии на тренажере через какой-то промежуток времени, а технология поменялась, они говорят: «О, здесь мы уже не так делаем, как нам быть?». Нужно ответственным за тренажеры вместе с производственными экспертами вовремя вносить корректировку в тренажеры, чтобы они были актуальными.
Кстати, хочу обратить внимание, что сценарии в наших тренажерах корректируются.

Наталия Владимировна: Да, этим надо заниматься, т.к. требования к технологии и качеству постоянно обновляются. Я приглашаю экспертов, если возникают какие-то технологические вопросы, и они помогают мне в этом.
Насколько удобными для обучения Вы считаете тренажеры SIKE?
Что стало лучше, удобнее или не удобнее при появлении данных систем?


Наталия Владимировна: Мы уже привыкли к SIKE (смеется – прим. редактора). При выборе разработчика мы проводим тендеры. И компания SIKE подходит серьезно к подготовке своих предложений, слышит наших экспертов и предлагает именно те обучающие продукты, которые необходимы нам. Нас устраивает качество компьютерных тренажёров, электронных курсов. И когда мы выбирали разработчика в новом проекте для тренажера по ВОС, было очень много голосов экспертов за того, чтобы работать с SIKE. Потому что с вами мы говорим на одном языке, вы не из тех компаний, которая не знает, что такое сталь.
Ощущают ли люди пользу от тренажеров, или нет смысла делать тренажеры, лучше делать видеокурсы, подобные имеющемуся у Вас по внепечной обработке стали (ВОС)?

Наталия Владимировна: Выбор формата обучающего продукта зависит от целей, что именно нужно показать и/или рассказать сотруднику, что он должен узнать и научиться делать. Если узнать …, то можно разработать электронный курс. Только он не должен быть просто иллюстративной «листалкой». Он должен показать все процессы, используя видео- и 3D- анимацию. Если научиться делать …, то нужны тренажёр или симуляция.

Точно, чтобы я бы не сказала, что надо вернуться к обычным лекциям и практическим занятиям, полностью отказавшись от тренажеров и электронных курсов. Нужно стремиться ко всему новому. Когда нам предложили попробовать VR, все эксперты загорелись этой идеей и решили, что очень интересно применить это.

А что касается курса по внепечной обработке, который визуализирует технологические процессы и аварийные ситуации с помощью анимации, и тренажера, они нужны. Например, один из наших учеников с участка выплавки стали занимался на тренажере «Сталевар Шахтной печи». А когда он увидел деморолик по курсу внепечной обработке, то оживился, сказал: «Я бы здесь тоже хотел обучиться». И это замечательно!
Тем более что сейчас в цехе электростали объединили выплавку с внепечной. И мы должны переобучить всех сотрудников, чтобы они были взаимозаменяемыми. И курс точно первый помощник для этого!
Электронный курс по внепечной обработке стали, разработка компании SIKE для ПАО "Северсталь" Электронный курс по внепечной обработке стали, разработка компании SIKE для ПАО "Северсталь"
Электронный курс по внепечной обработке стали, разработка компании SIKE для ПАО "Северсталь"
Как вы считаете, надо сначала давать теорию, а потом практику? Например, курс по ВОС имеет ранее разработанную теоретическую часть, сейчас будет разработан тренажер для практики.

Наталия Владимировна: Да. У нас курс по ВОС и тренажер по Шахтной печи являются обязательными в обучении. Если у подручного сталевара не пройден курс по ВОС по всем агрегатам, он не допускается к повышению квалификации. Но повторяюсь все зависит от цели. Можно начинать и с практики, и, если сотрудник ошибается отправлять его в теоретические модули.
Если говорить о курсе по ВОС, интересен ли он рабочим?

Наталия Владимировна: Нам не нужен был просто ознакомительный курс, нам был нужен именно обучающий курс по ВОС. И в итоге, когда курс был массово запущен на все подразделения, замечу, что не только сталеплавильные, он был встречен очень положительно. Я периодически отслеживала, сколько зарегистрировалось, сколько человек прошло обучение, из каких подразделений. При обратной связи не было негативной реакции. Все отзывы положительные, курс высоко оценивается.

Когда приходит новый работник, ему сообщается, что в его личном кабинете в SAP на портале «Мое обучение» есть электронный курс, который необходимо пройти перед экзаменом самостоятельно или с наставником. На экзамене мы спрашиваем, прошел ли он курс, было ли сложно пройти практическую часть. Некоторые признаются, что проходили с наставником.
Что вызывает больше эмоций: курс по ВОС или тренажер по шахтной печи?

Наталия Владимировна: Когда пришла инициативная группа перед подготовкой к последнему конкурсному мероприятию, наш представитель показал тренажер и кратко рассказал, какие операции отрабатываются с помощью тренажера, где производится нагрев, отдаются материалы и т.п., члены группы ничего не поняли. А когда показали курс, они были в восторге. Курс зрелищнее, он такой красивый, красочный, с озвучкой и комментариями. Но мне самой больше нравится тренажер. Он более ориентирован на практику. Позволяет глубоко проанализировать как выполнена плавка, получить информацию, каков химический состав, стоимость, какие нарушения по ТБ допущены.
Да, с точки зрения внутренней реализации это очень сложный продукт.

Наталия Владимировна: Мне кажется, что здесь идет эффект от того, что ты произвел продукт, хоть виртуально, но ты произвел, ты можешь посмотреть сколько тонн, за какое время, какой химический анализ, какая марка стали получена. А в курсе по-другому, ты выполнил тестовое задание, получил результат именно по этому заданию.
Каким образом используются тренажеры и курсы в корпоративном обучении сотрудников? В какой форме проходят занятия?

Наталия Владимировна: Ученики приходят в учебные классы заниматься. В этом году мы открыли уже 3 учебный класса, чтобы не тратить время на переход в наше здание и обучаться в цехе. Сначала обучающиеся читают теорию, затем сессия вопросов-ответов и далее они уже самостоятельно занимаются. Кроме того, в тренажере есть подсказки к выполнению заданий сценария. В принципе они сами справляются, сами экспериментируют, смотрят, что им лучше сейчас повторить: плавку, аварии или теорию почитать.
А есть ли обратная связь с цехом, благодаря которой Вы знаете,
что люди повторили материал и правильно среагировали в какой-то ситуации?


Наталия Владимировна: Позиция руководителей СП такова, что нужно подготовить взаимозаменяемых работников, например, в конвертерной стали могли бы работать и сотрудники из цехов электростали и наоборот.

Если руководители направляют работника на обучение с использованием тренажера, то они считают, что это полезно. Даже попросили, чтобы класс с обучающими системами был в цехе. Что касается курса по ВОС, то он у всех есть в свободном доступе через личный кабинет. Все работники внепечной обработки стали должны пройти 3 курса: по каждому агрегату, на котором работают. Для общего развития есть возможность проходить и другие курсы, которые у нас есть. Отчеты по обучению предоставляются руководителям сотрудников.
Когда Вы только начинали задумываться о приобретении курсов/тренажеров: какие у Вас были опасения.
Думали ли Вы, что тренажеры/курсы будут некачественными, невостребованными и т.п.?


Наталия Владимировна: Тогда, в 2009 году, когда приобретали наш первый тренажер, мы еще не знали, что нам действительно нужно. Не знали, как тренажер включить в систему обучения сотрудников. Но про то, что они будут некачественными, мы точно не думали, т.к. если мы делаем продукт, то мы отвечаем за качество.

Кстати, видеокурс «Внепечная обработка стали» на конкурсе BEST E-LEARNING E-Learning Summit 2017 занял
1-ое место в номинации «Лучший курс по развитию навыков», а мультимедийная обучающая система «Шахтная печь» на конкурсе ElearnExpo 2013 занял 1-ое место в номинации «Лучший отраслевой практико-ориентированный тренажер».
Диплом ПАО "Северсталь", победителя в номинации "Лучший отраслевой практико-ориентированный тренажер" с тренажером "Сталевар шахтной печи" (разработка компании SIKE). Диплом ПАО "Северсталь", победителя в номинации "Лучший курс по развитию навыков" с курсом по внепечной обработки стали (разработка компании SIKE).
Дипломы ПАО "Северсталь", победителя в номинациях "Лучший отраслевой практико-ориентированный тренажер" с тренажером "Сталевар шахтной печи" и "Лучший курс по развитию навыков" с курсом по внепечной обработки стали (разработки компании SIKE).
Как Вы считаете, что нам нужно улучшить в наших тренажерах и курсах? Нашей компанией для Вас разработаны не только электронные курсы по внепечной обработке стали, но и курсы для слесарей-ремонтников, сварщиков и гидравликов.
Последние курсы более простые, чем ВОС, но бюджеты и задачи были другие. И конечно, эффектный курс для слесаря-ремонтника сделать очень сложно.


Наталия Владимировна: Может быть, добавить красоты. Трехмерные модели. Чтобы было интересно смотреть, чтобы привлекало внимание.
Мы уже затрагивали тему VR, а какие еще новые формы подачи материала Вы используете для подготовки ваших сотрудников?

Наталия Владимировна: Мне бы хотелось попробовать дополненную реальность в обучении.
Я присутствовала на Ваших презентациях обучающих систем SIKE, но пока не понимаю, как в нашем сталеплавильном производстве можно это применить. Кстати, к нам сейчас вернулся ремонтный блок, и для отработки навыков ремонтников дополненную реальность можно было бы попробовать.
Правильно ли я понимаю, что Ваши ожидания оправдались,
если говорить о разработке тренажеров и курса по ВОС нашей компанией? Вы получили то, что хотели?


Наталия Владимировна: Могу определенно сказать, да. Впереди нас ждут несколько интересных проектов и с Вашей компаний и другими. Будем радовать наших сотрудников новыми интересными обучающими тренажерами/курсами.
интервью провела Чудинова Юлия
начальник отдела обучающих систем SIKE

Интересные статьи по теме

ТОЛЬКО ПОЛЕЗНЫЕ НОВОСТИ
Подпишитесь и получайте новости электронного обучения
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных.