ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ, 20.03.2017
4 аргумента в пользу электронных курсов
SIKE электронные курсы SIKE электронные курсы SIKE электронные курсы SIKE электронные курсы
В нашей стране пока нет единой стратегии внедрения электронных технологий обучения в вузах. Но современные технологичные инициативы генерируются все активнее, а значит, можно с уверенностью сказать, что у электронного обучения есть все шансы превзойти традиционное. И вот почему…

1. Гарантируют качество усвоения знаний

Федеральные образовательные стандарты нового поколения предполагают сокращение объемов аудиторной работы и делают акцент преимущественно на самостоятельной работе студентов. Для преподавателя, как ни парадоксально, это чревато большими трудностями: на его плечи ложится обязанность самому продумать, а потом в деталях описать самостоятельную работу студентов. Для студентов-заочников и для «дистанционников» такая форма работы применяется уже последние несколько лет, и многие преподаватели на себе почувствовали всю сложность, а главное, трудоемкость организации электронного обучения. Им необходимо продумать, как электронное обучение будет сочетаться с другими формами обучения, которые есть в организации, как оценивать результаты обучения, как проверить достижение поставленных целей, как осуществлять консультации и т.д. Список вопросов можно продолжать долго. Ряд исследователей называют мифом информацию о том, что отдельные преподаватели могут создать курс без посторонней помощи. Создание онлайн-курса требует привлечения широкого круга специалистов. В противном случае высока вероятность того, что разрабатываемый курс будет иметь невысокое качество.

Некоторые современные учебные заведения идут легким путем, заказывая онлайн-курсы у сторонних разработчиков. Надо признать, что такой путь имеет свои плюсы. Прежде всего, это качество. Создание онлайн-курса – дело трудное. Е-learning дисциплины должны включать тщательно подобранный учебный материал (студенту не нужно путаться в теоретических разночтениях), серьезную часть с практическими заданиями, позволяющими закрепить новые знания, а также блок для самоконтроля. Электронный курс может охватывать и целую дисциплину, и отдельные модули. Замечательно, если курс будет содержать методические пособия, лабораторные работы, таблицы, схемы, которые преподаватель может использовать параллельно с традиционными методиками обучения. Такой наглядный интерактивный материал на лекциях, лабораторных занятиях позволит существенно повысить качество обучения. Однако надо сказать об одной особенности такого пути решения проблемы. Перед покупкой курса необходима тщательная экспертиза методической комиссии кафедры или вуза.

2. Развивают профессиональные компетенции

Сегодня во главу угла поставлен компетентностный подход. А это значит, что практическая составляющая обучения должна проходить красной нитью через весь семестр, а не оставаться заданием на лето в виде производственной практики. Но что делать, если для выполнения практических занятий необходимы сложные или очень большие агрегаты, как, например, аппарат по перекачке нефти или машины для непрерывного литья заготовок? Далеко не каждое учебное учреждение может обеспечить образовательный процесс подобным оборудованием.

Современные электронные курсы предполагают различные форматы подачи и закрепления учебного материала. В числе прочего в состав электронного курса может быть включен тренажер-имитатор. Он и ему подобные системы имитируют технологический процесс на разных этапах производства. Точная визуализация заранее знакомит студента с тем или иным пультом управления или оборудованием на участке.

3. Обеспечивают индивидуальный подход

Профессиональное образование, конечно, существенно отличается, скажем, от общего. Но и здесь очень важно учитывать индивидуальные особенности студентов – иначе говорить об эффективности обучения не придется. Визуалы и аудиалы, последовательные и предпочитающие «авральный» метод обучения – все они должны находиться в равных условиях.

Преимущества электронных курсов огромны. Прежде всего, это доступность. Обучающийся может выбрать свободный, гибкий график обучения без существенных первоначальных требований к участию. Скорость изучения также может устанавливаться самим обучающимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. Электронные курсы обеспечивают эффективную реализацию обратной связи между преподавателем и обучающимся, что является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения. Еще одним преимуществом может быть технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

4. Имеют прозрачную систему оценки

Многие вузы сегодня используют укрупненные группы специальностей (УГС): ряд дисциплин читается одновременно сотням студентам. «Запоточенность» имеет свои минусы. Так, преподаватель подчас не может объективно оценить уровень знаний студентов. Электронные курсы предлагают прозрачную и эффективную систему оценки знаний студентов, которая не зависит от количества слушателей в потоке.

Во-первых, в электронных курсах четко прописываются критерии оценки. Студенту изначально понятны «правила игры», соответственно, проще их соблюдать. Во-вторых, в каждом электронном курсе есть блок, содержащий контрольные работы и тесты. Его можно использовать как для промежуточного самоконтроля, так и для итогового контроля преподавателем. Результаты прохождения тестов студент видит сам, что серьезно дисциплинирует, мотивирует, вносит соревновательный момент. А преподаватель освобожден от «ручной» проверки контрольных тестов и работ.

Итак, электронные курсы обеспечивают успешность учебного процесса, что подтверждает стратегическую важность электронного обучения в вузах страны.

Чудинова Юлия, Руководитель направления
ТОЛЬКО ПОЛЕЗНЫЕ НОВОСТИ
Подпишитесь и получайте новости об электронном обучении
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных.