РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

Курсы vs Тренажеры. Что лучше?
Оптимальное соотношение использования данных инструментов при подготовке рабочих

Руководитель направления разработки обучающих систем компании SIKE Юлия Чудинова рассказывает о том, какие проблемы разработки попали в поле зрения ведущих экспертов.
- Скажите, как давно Вы занимаетесь разработкой тренажеров?

- В ИТ-сфере работаю уже более 10 лет и почти все это время занимаюсь созданием различных тренажерных систем для подготовки технологического и ремонтного персонала.

За годы работы в нашей компании мы разработали более 350 обучающих систем разных типов: как сложных комплексных решений для подготовки рабочих для предприятий, так и легких, красивых решений для обучения студентов РФ, Казахстана, Украины. Для подготовки рабочих мы создали 112 тренажеров и 55 серьезных курсов.
- Юлия, к какой проблеме Вы обратились в своем докладе?

- Я провожу очень много презентаций на разных промышленных предприятиях на территории как РФ, так и ближнего зарубежья. Рассказываю о нашем опыте разработки и внедрения как различных компьютерных и комплексных тренажеров, так и дистанционных электронных курсов для подготовки рабочих кадров. И всегда неизменными остаются вопросы: «Какой эффект дают тренажеры/курсы?», «Как быстро они окупаются?», «Какие проблемы возникают при внедрении?» и другие… Поэтому на Всероссийском саммите в г. Москве в 2017 году я решила поделиться своим опытом, своими наблюдениями использования обучающих систем на различных предприятиях и выступила с докладом на тему «Курсы &Тренажеры. Что лучше? Оптимальное соотношение использования данных инструментов при подготовке рабочих».
- Почему эта тема настолько актуальна?

- Мы любим свою работу и хотим делать обучающие системы, которые используют на все 100%. А вот используют ли на самом деле то, что создано нами? Какова судьба наших курсов и тренажеров, когда они попадают в руки заказчиков? Когда мы стали отвечать на эти вопросы, то обратились не столько к собственному опыту, сколько к мнению наших клиентов, с которыми предварительно пообщались.

Для начала хочу обратить внимание на уровень «прокачки» в обучении разных категорий сотрудников.
Инженерно-техническому персоналу доступна для обучения масса платного, бесплатного контента: курсы, видео, семинары – все что угодно, на любой вкус и кошелек. С помощью данных ресурсов можно обучать сотрудников различным офисным задачам и вырабатывать у них менеджерские навыки, по сути, эта категория персонала «во всеоружии».

Но если говорить о подготовке технологического персонала, то здесь все намного хуже. Как правило, обучение осуществляется с помощью наставничества. Очень редко встречается использование тренажеров для подготовки кадров, еще реже эти тренажеры используются эффективно. Готовые решения по подготовке технологического персонала купить практически невозможно. Зачастую в арсенале такой категории работников кроме «дедовских» методов ничего и нет…

А если говорить о ремонтном персонале, то возникает ощущение, что о необходимости обучения данной категории начинают задумываться только сейчас. Нередко для подготовки ремонтного персонала не предусмотрен даже компьютерный класс, не то что электронные курсы или тренажеры. Образно говоря, ремонтники как ребенок с рогаткой, так как все, что у них есть для обучения, они сами нашли, придумали и «выстрогали».

Конечно, есть предприятия, к которым все вышесказанное не относится, у которых все хорошо в плане обеспечения, организации обучения и эффективного использования современных обучающих и тренажерных систем. Но эти предприятия можно по пальцам пересчитать.

Тема использования курсов и тренажеров для подготовки технологического и ремонтного персонала важная, так как именно от этих категорий сотрудников зависит качество продукции, ее себестоимость и многое другое. Сейчас все больше руководителей предприятий начинают задумываться о заказе тренажеров для обучения рабочих. На саммите 50% аудитории составляли представители промышленных предприятий. Еще 5 лет назад на подобных мероприятиях доля промышленных составляла меньше 10%, а то еще меньше. Хочу отметить, что 85% компаний, для которых мы что-либо разрабатываем, – это промышленные предприятия. Наша статистика, наблюдения и определенные выводы также показывают заинтересованность производственного сектора. Видно, что бич предприятий – это подготовка рабочих. И решением проблемы все чаще выступают тренажеры и курсы. Такая тенденция очень радует, и я надеюсь, что Вы тоже относитесь к данной категории, поэтому Вам будет интересно.
- Вам как специалисту в области разработки обучающих систем известны все достоинства и недостатки тренажеров и курсов. Расскажите о них подробнее.

- Прежде чем говорить об этом, давайте в рамках нашей беседы договоримся о следующих определениях. Итак, курсы – все, что можно подключить в систему дистанционного обучения (СДО) либо локальные аналоги (те же курсы, электронные учебники, плакаты и т.п.). Тренажеры – все, что позволяет получить и отработать практические навыки, и то, что невозможно подключить в СДО.

Какие же плюсы есть у тренажеров?
  1. Получение обучающимися практических навыков.
  2. Отработка действия в штатных и нештатных ситуациях.
  3. Максимальное приближение к реальным производственным условиям.

Согласно опросам, тренажеры чаще всего используются в следующих ситуациях:
  • повышение разряда,
  • стажировка,
  • практика,
  • подготовка резерва руководителей,
  • переподготовка после длительного отпуска,
  • после правонарушений в области ОТиПБ,
  • и др.
Какого эффекта ожидают предприятия от использования тренажеров? Как правило, хотят следующего: до 100 % повышения производительности у молодых сотрудников, до 100 % повышения уровня визуализации, до 70% снижения времени адаптационного периода, до 50 % сокращение затрат на обучение «на стороне», более 50% усвоения материала, более 90 % усвоения материла, при условии немедленного применения знаний на рабочем месте.
Но по факту можно выделить только 3 параметра, которые действительно «работают»:
  1. Сокращение времени адаптации;
  2. Увеличение уровня визуализации;
  3. Увеличение производительности (показатели производительности в реальности тяжело измерить и оценить, и по факту их очень редко считают).
Тренажеры позволяют многое, но… я наблюдаю печальную статистику: 50% тренажеров – не используется (здесь речь идет о всех тренажерах, которые так или иначе есть на предприятиях: купленных, заказанных по индивидуальным требованиям, «спущенных вниз» от головных компаний и т.д.). Сколько из оставшихся 50% используется эффективно? Это сложный вопрос. Почему так происходит? Это связано с определенными проблемами, которые есть у тренажеров.

Итак, какие же минусы есть у тренажеров? В первую очередь, есть факторы, которые влияют на сам факт принятия решения разработки. Разработка тренажера – это дорогостоящее удовольствие. Сроки разработки занимают достаточно продолжительное время (в среднем 6-10 мес.). Любой руководитель хочет понимать, что даст бизнесу разработка тренажера, причем желательно в цифрах: на сколько снизится продолжительность простоев, количество брака, и увеличится производительность… Но все это очень сложно посчитать и реально обосновать. Получается, что тренажер вроде как вещь полезная, но вот польза от него почти не осязаемая… У руководителя возникает вопрос: «Может, тогда стоит подождать и не торопиться с разработкой, тем более что цена весома?».

Но если преодолеть первые две проблемы и все-таки разработать тренажер (про особенности и «подводные камни» в разработке тренажеров я не буду говорить), то вас ждут новые проблемы.
Отсутствие теории
Зачастую тренажеры – это получение и отработка практических навыков. Но если к вам приходят «молодые» и неопытные сотрудники, то обучать их, в каком порядке нажимать на кнопки, бесполезно, такие занятия не дадут нужного эффекта, т.к. в первую очередь в голове пользователя должна быть теоретическая база, понимание сущности процессов
Быстрое изменение бизнес-процессов и нормативных документов
Как правило, сами агрегаты и системы управления, для которых разрабатываются тренажеры, меняются крайне медленно. И зачастую, сделав тренажер, вы можете использовать его годами. Но там, где быстро обновляется оборудование, логика его работы, а также изменяется нормативная база, термины и другое, тренажеры очень быстро устаревают, а потому необходимо регулярно актуализировать информацию. Как правило, это процесс не очень затратный, но экономия на всем, где только можно, приводит к тому, что тренажеры не актуализируются – в результате они очень быстро становятся неактуальными и попадают в категорию «лежащих на полке».
Доступ для обучающихся только в классах.
Данная проблема наиболее актуальна для тех предприятий, которые приветствуют самостоятельное обучение, личное профессиональное развитие и обучение в свободное от работы время и без отрыва от производства. В отличие от электронных дистанционных курсов, которые доступны на любом рабочем месте либо в корпоративной сети, либо даже из дома и (или) с телефона, тренажеры в 99% случаях устанавливаются в учебных классах при цехах, в учебных центрах при предприятиях и других аналогичных местах (1% я оставляю на всякий случай для тех, кто предоставляет возможность учиться на тренажерах удаленно, но лично я такой вариант на практике не встречала… возможность рассматривают многие, а вот реализация так и не наступает).

Итак, для того чтобы человеку получить доступ к тренажеру, он должен либо быть назначен на обучение на тренажере с группой (об этом ниже), либо самостоятельно записаться на курсы, но при этом он каким-то образом должен знать, что такие тренажеры есть (а часто сотрудники даже не догадываются, что на их предприятии и даже в цехе есть такие обучающие системы), должен иметь возможность туда попасть (т.е. в учебный класс, который может быть закрыт, который может находиться территориально далеко от непосредственного места работы и т.д.). Также возможность обучения может быть ограничена и количеством рабочих мест в учебном классе (хотя не думаю, что есть толпа желающих обучаться самостоятельно, но в учебном классе могут проводить и другие мероприятия, занятия). Поэтому в целом доступность тренажеров для сотрудников сильно ограничена.
Невозможно учиться самостоятельно.
Наша компания всегда позиционирует тренажеры как один из инструментов самостоятельного обучения. Хотя мы рекомендуем привлекать опытных преподавателей и экспертов для обучения, тренажеры все-таки можно использовать самостоятельно, так как в них предполагается получение заданий, обратная связь и контроль качества выполнения операций. Но я встречала и тренажеры, у которых абсолютно отсутствовала функция «обучения» пользователя. Также существуют тренажеры, в которых без помощи инструктора, и (или) без начальной теоретической подготовки, и определенных практических знаний, в принципе, не получится что-то сделать. Можно, конечно, пробовать выполнять операции методом «тыка», но я не знаю, насколько это применимо в обучении. Лично для нас, большой минус, когда без инструктора нельзя получить даже базовый уровень знаний и навыков.
Отсутствие интеграции с СДО
В настоящее время в нашей стране набирает обороты внедрение СДО. И у них, конечно же, много плюсов, особенно с точки зрения администрирования и контроля процесса обучения, успеваемости и других показателей.

Проблема в том, что многие тренажеры, которые сейчас есть на рынке, которые были сделаны за последние 10 лет (но которые еще можно прекрасно использовать) и которые продолжают делать разработчики, зачастую не ориентированы на работу с СДО. Это связано с разными причинами. Одна из них состоит в том, что требуются определенные финансовые затраты для реализации данной функции.
Возможно ли решить описанные Вами проблемы?

-
Все, что было перечислено выше, важно, но, на самом деле, все это мелочи. Вы можете обойти все проблемы, но все равно тренажеры не будут эффективно использоваться. Для 100%-ной работы тренажера важно учесть некоторые моменты.
Тренажеру нужен заинтересованный человек
Идеальный вариант – это лучший эксперт производства, но с «преподавательскими» наклонностями. Эксперты отлично знают производственные процессы, их нюансы, и они с легкостью осваивают тренажер, так как каждый день на своей работе делают то же самое, но на реальном рабочем месте. Такой человек будет распространять информацию о возможностях тренажера, организовывать конкурсы и стимулировать развитие сотрудников, а также обеспечивать качественный учебный процесс. К тому же он будет передавать свои знания, объяснять «новому» поколению, почему происходит так, а не иначе, почему надо обращать внимание на эти, а не на другие параметры. Также у данного человека должна быть внутренняя и внешняя мотивация учить новых людей. Но, к сожалению, таких людей на предприятии нет вообще, либо их не могут заинтересовать должны образом, либо их не могут «выделить» для решения данных задач в ущерб производству.

В зависимости от того, кто «сопровождает» тренажер, мы разработали классификацию преподавателей и описали проблемы, которые у них возникают.
1
Преподаватель-теоретик
В первую очередь преподавателю, который никогда не работал на данном производстве, достаточно сложно разобраться в тренажере. И дело даже не в том, что он не может научиться им пользоваться, а в том, что преподаватель не знает реального производства: ни разу сам не варил металл, ни разу не прокатывал заготовки и т.д. Если у него нет практического опыта, то тренажер такой преподаватель будет использовать только на уровне функционала, который он понял.
2
Преподаватель-эксперт.
Неоднократно мы наблюдали за попытками использовать в качестве наставника при работе с тренажером действующих сотрудников-экспертов. Они, как никто, знают предметную область, могут многое объяснить и ответить на самые каверзные вопросы. Однако есть большое «НО». Часто хорошие эксперты не умеют делиться своими знаниями… Они хорошо делают свою работу, но рассказать о ней не могут.
3
Методист, инженер и т.п
Когда нет возможности привлечь постоянного преподавателя, часто выделяют методистов, которые помимо своих прямых обязанностей также занимаются «сопровождением» тренажеров: организацией обучения, организацией конкурсов, занесением пользователей, формированием отчетов и другими задачами. Несмотря на то, что данный человек может не уметь преподавать, он отвечает за продвижение и жизнеспособность тренажера.
4
Никто
К сожалению, в связи с бесконечным уменьшением затрат в последнее время все чаще тренажеры оказываются сами по себе. По сути, это верная «смерть»…, т.к. никто не будет знать, что он есть, а если даже будут знать, то никто не поможет его включить, ответить на возникшие вопросы и т.д.
Тренажер должен быть частью бизнес-процессов, иначе он не будет использоваться
Самообучение – это, конечно, здорово. Но многие ли сотрудники готовы тратить свое личное время после смены и заниматься на тренажере, не понимая, ради чего они это делают? Не знаю, как вы, но я толпу желающих учиться после работы никогда не видела.

Для того чтобы тренажер регулярно работал, он должен быть прописан в регламентах, в требованиях – везде, где важно и целесообразно его применять. Например, если сотрудник хочет повысить разряд, надо сделать пункты 1, 2, 3 плюс пройти тестирование в тренажерах. Или для актуализации знаний по действиям в случае аварийных ситуаций необходимо раз в полгода проводить тестирование всех сотрудников. Только через принуждение, через регламентирование машина начинает действовать.

Я надеюсь, Вы со мной согласитесь, что владение тренажером и его эффективное использование – это задача довольно непростая, требующая регулярных усилий, контроля и обратной связи. Поэтому когда к нам обращаются с просьбой сделать тренажер и просят реализовать все до мелочей (сверхточные модели физико-химических процессов, миллион пультов и экранов АСУ ТП), я всегда стараюсь объяснить, что наиболее эффективно реализовывать, а за что нет смысла переплачивать. В лучшем случае используется основной функционал, все остальное забывается ровно после сдачи тренажера в эксплуатацию.
- Может, вообще не стоит делать тренажеры?

- Но тогда как готовить операторов технологических установок, отрабатывать действия рабочих «в полях»…? Не стоит отчаиваться. Если поставить себе цель, то организовать можно любой процесс.
- Так что же необходимо сделать для того, чтобы тренажеры все-таки использовались и использовались эффективно?

- Во-первых, должен быть заинтересованный человек. Во-вторых, тренажер должен быть не только формально, но и реально частью процессов подготовки персонала. В-третьих, должен быть единый центр организации обучения (например, учебный центр, корпоративный университет). Не стоит отдавать обучение на тренажерах в цеха, т.к. там на первом месте всегда производство. В-четвертых, надо осуществлять регулярный контроль за количественными и качественными показателями по использованию тренажеров.

Если выполнять всего четыре данных пункта, вам будет гарантирован качественный результат! Главное, я надеюсь, Вы не забудете сделать качественный тренажер.
- А теперь поговорим немного о курсах… Итак, какие плюсы и минусы есть у них?

- Плюсов много.
  1. Быстро, красиво, дешево (по сравнению с тренажерами).
  2. Доступ к обучению 24х7.
  3. Централизованная организация и контроль обучения и результатов.
  4. Полностью самостоятельное обучение.
  5. Актуализация без привлечения специалиста.
Минус курсов – это сложность или невозможность
  • реализовать сложные математические расчеты;
  • отследить большое количество параметров (в тренажерах в среднем отслеживается от 6 до 10 тыс. параметров);
  • реализовать сложные многоходовые интерактивные задания с различными вариантами выполнения;
  • использовать интерактивные высококачественные 3D модели;
  • формировать и сохранять сложные детализированные отчеты;
  • и т.д.
Все эти ограничения связаны с использованием универсальных решений, таких как:
  • ограничения формата и структуры СДО;
  • ограничения инструментов для разработки курсов;
  • ограничения браузеров, инфраструктуры.
Это все, по сути, технические ограничения. Но есть и главный минус, присущий не только тренажерам, но и курсам… Вы можете иметь классную СДО, иметь классные курсы, но если их использование не является частью бизнес-процессов, то эти курсы тоже не работают!
- Получается, что курсы лучше тренажеров?

- На первый взгляд, да. Сами посудите, тренажеры дороги и требуют много времени для разработки, у них отсутствует «гибкость» при внедрении, они доступны только в учебном классе, в них нет централизованного контроля за обучением, для эффективной работы тренажера нужен заинтересованный человек, в них нет теории, так как они направлены на отработку практических навыков. Как видите, минусов много. Если говорить о курсах, то они полная противоположность тренажерам. Курсы дешевы, красивы, их разработка не требует много времени, контент можно актуализировать своими силами, они предполагают круглосуточный доступ к обучению, централизованную организацию обучения и контроль результатов, в них есть теория, которую можно изучать самостоятельно.
Можно подумать, что «курсы» – это как золотая пилюля. Раз, два и будут решены все ваши проблемы по обучению… и быстро, и доступно, и красиво… просто замечательно.

И когда такая проблема, как отсутствие возможности отработки практических навыков в курсе (с точки зрения подготовки рабочих кадров), становится не столь значительной, появляется ощущение, что и в курсе можно сделать что-нибудь похожее на практику, что как-нибудь можно обойтись и т.п.

В итоге часть наших клиентов начинает отказываться от тренажеров в пользу курсов. Казалось бы, вот оно счастье… Но по факту это «счастье» ускользает …. Почему же?

Представьте себе, что у вас есть концепция тренажера (идея) по подготовке рабочих. И вы решаете этот тренажер сделать в формате курса. В результате на вашу концепцию начинают накладываться различные ограничения:

  1. Ограничения формата Scorm;
  2. Ограничения браузеров;
  3. Ограничения сети и ПК;
  4. Ограничения бюджета;
  5. Желание быстрее «отбить» курс и обучить как можно больше людей.
Наложение всех этих ограничений приводит к следующим основным последствиям:
  1. Значительное упрощение функциональности.
  2. Уход от узкой специализации, от решения сложных конкретных специализированных задач в сторону «обучить всех, кто хоть как-то связан с данным участком».
Как говорится, аппетит приходит во время еды. Поэтому часто у клиентов возникает желание учить с помощью проекта еще и еще больше людей, так как часто количественный параметр является одним из ключевых показателей правильно реализованного и экономически обоснованного проекта. В результате возникает требование учить не по конкретной специальности, а например, всех, кто вообще как-то относится к понятию «сталеплавильное производство»… Так проект превращается из узкоспециализированного решения (которое и так уже сильно упрощено) в решение для всех: обо всем и ни о чем. Он становится поверхностным, от него остается только «вершина айсберга». А что же «под водой», за пределами проекта? А остается самое важное для подготовки ценных узкоспециализированных кадров:
  • узкая специализация,
  • отработка производственных функций,
  • решение сложных практических задач.
- Так что же делать в сложившейся ситуации? Как жить дальше?

- Например, можно вообще ничего не делать. Есть такие предприятия, которые живут в соответствии с выражением «Как-нибудь само рассосется». Я надеюсь, что вас такой вариант не устраивает.

Поэтому еще раз хочу повторить, что УСПЕХ там, где:
  1. Тренажеры и курсы являются частью системы подготовки, они встроены в бизнес-процессы компании.
  2. Есть люди, которые эту систему продвигают.

- Так что же все-таки лучше использовать для подготовки рабочих: тренажеры или курсы?

- По мнению всех наших клиентов, надо использовать и тренажеры, и курсы! Должен быть баланс между этими инструментами. А как определить этот баланс, это уже вопрос к Вам. Вы должны задать этот вопрос себе, производственникам. Прежде чем заказывать курс, тренажер, надо написать ТЗ. Сформулировать цели и задачи для того и другого. Определить, как Вы будете встраивать обучающие системы в бизнес-процессы производства, как Вы обеспечите их регулярную работу. И тогда все получится!
Чудинова Юлия
ТОЛЬКО ПОЛЕЗНЫЕ НОВОСТИ
Подпишитесь и получайте новости электронного обучения
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных.